Лента новостей

Свет, камера, мотор

Готовим всей семьей

Нефтекамск выбирает

Голосуем всей семьей

Секунды на размышления

Самый нежный праздник

Подведены итоги года

Производство электробусов переезжает из Нефтекамска?!

Производство электробусов переезжает из Нефтекамска?!

Нефтекамск, remove_red_eye 2193

Производство автобусов в Нефтекамске подошло к пределу мощности, а строить новый корпус неоправданно дорого. КАМАЗ всерьез задумался о переносе производства электробусов из Нефтекамска в город Энгельс Саратовской области.

ИЗ НЕФТЕКАМСКА В ЭНГЕЛЬС?

ЗАО «Тролза» из города Энгельса Саратовской области готово предоставить КАМАЗу площадку для производства до 2000 электробусов ежегодно, сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. Мощности необходимы челнинскому автогиганту, чтобы выполнить намечающийся в перспективе масштабный московский заказ: столица готова покупать по 300 электробусов ежегодно, а после 2021-го закупки могут вырасти до 800 машин в год.

Замгендиректора КАМАЗа (экс-директор НефАЗа) Николай Пронин заявляет, что уместить все производства на одной площадке уже невозможно. «Все, что можно было сделать для оптимизации производства, уже сделано, а строить третий корпус неоправданно дорого, поэтому прорабатываем варианты перевода производства электробусов на другие площадки. На какую конкретно — сказать не могу, решение пока не принято. Кузовное производство, скорее всего, оставим на НЕФАЗе», — заявил Пронин. По его словам Набережные Челны также уже перенасыщены в смысле производства. Создание СП с «Тролза», компании уже находятся «в процессе обсуждения возможной интеграции».

«У них есть компетенции в электротранспорте. У нас тоже, и мы их тоже хотим сохранить, поэтому, например, не обсуждаем контрактную сборку. Решение о форме интеграции примем до конца года», — говорит топ-менеджер КАМАЗа. Он затруднился определить общую сумму инвестиций в «электробусный» проект, лишь заметив, что расходы могут исчисляться сотнями миллионов рублей.

На вопрос о рентабельности поставок электробусов Пронин отметил, что она «мизерная» и ниже, чем у дизелей, но убытков не приносит. По оценкам, рынок автобусов большого класса в ближайшем будущем составит около 4–4,5 тыс. машин против 4 тыс. в 2018 году. В 2019-м КАМАЗ планирует произвести до 1500 автобусов.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

ЗАО «Тролза» — производитель троллейбусов, популярность которых падает, а потому производитель пытается перейти в нишу электробусов. Акционерами предприятия по открытым данным выступают некие Роман Лаврин и Ирина Попова, однако в СМИ завод связывают с Группой компаний «Букет» и ее совладельцем Владисловом Буровым. Группа владеет, в частности, одним из крупнейших в России масложировых холдингов, «Солнечные продукты», а ранее в числе бенефициаров присутствовала семья спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина.

Котвицкий подтвердил, что вариант «Решение за КАМАЗом. У нас есть свободные производственные мощности, — говорит он. — Мы же троллейбусный завод. Мы выпускаем троллейбусы. Троллейбус — это тот же самый электробус, только у нас „рожки“, а там „пантограф“», — говорит руководитель «Тролзы» Иван Котвицкий. На данный момент предприятие выпустило 300 электробусов. Вариант размещения производства камазовских электробусов на «Тролзе» он обсуждал в прошлом году, когда КАМАЗ подписывал соглашение с Саратовской областью.

«Не наш электробус похож на камазовский, это камазовский электробус похож на наш, потому что первый электробус в 2008 году мы выпустили! У нас единственный в стране автобус на газовом топливе „Евро-6“. КАМАЗ только вступает в электрическую эпоху, а мы-то всю жизнь [в ней работаем]!» — с гордостью отмечает Котвицкий, который добавляет, что сам проработал на челнинском автозаводе 8 лет.

По словам директора, его предприятие владеет всем необходимым для того, чтобы расширить производство по потребностям КАМАЗа до 2000 электробусов в год.

«Дело не только в производственной площадке, у нас есть профессионалы, которые всю жизнь занимаются электрическим транспортом, — это наш основной плюс. А если создавать новые площади, людей ведь надо будет найти и обучить. Это же не 5–10 человек! Автобусный и троллейбусный парки — это принципиально разные вещи. Электрическая машина на порядок сложнее, чем обычный автобус», — рассказывает Котвицкий.

Честно говоря, слова похожи на старый вариант уличной «разводки лоха»: при котором Татарстан и Башкортостан теряют деньги в пользу Саратовской области. В то время, когда врио главы Башкирии Хабиров и глава Татарстана Минниханов активизируют инвестиционную привлекательность регионов-соседей. Ведь это понятно, некогда советский автогигант поднял в Прикамье экономику и сюда потекли люди со всей страны. Глядя наперёд кажется разумнее развивать местные площадки, а не вестись на слова Котвицкого… Еще не так давно его предприятие было на грани банкротства. Оно и сейчас явно может оказаться там же, если глава КАМАЗа Когогин примет решение в пользу существующих площадок целых ДВУХ регионов Прикамья. А специалистов из Энгельса можно пригласить на ПМЖ в Челны или Нефтекамск, да и, в принципе, найти и обучить специалистов в данной сфере можно, тем более центры мирового электромашиностроения явно не в Энгельсе.

«ПРОИЗВОДСТВО АВТОБУСОВ В НЕФТЕКАМСКЕ ВЫШЛО УЖЕ НА СВОИ МАКСИМАЛЬНЫЕ ПИКИ»

«В настоящее момент никакого сотрудничества, никакой кооперации с «Тролза» у КАМАЗа нет, никакой покупки завода нет. Энгельский завод рассматривается КАМАЗом как один из возможных вариантов для сборки электробусов и троллейбусов», — заявляет руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.

«На данный момент на исполнение контрактов по поставкам электробусов, которые у КАМАЗа имеются, мощностей производства в Нефтекамске ХВАТАЕТ. У нас сегодня есть контракт на поставку 200 электробусов для Москвы, почти половину из них мы уже поставили. Производство автобусов в Нефтекамске вышло уже на свои максимальные пики — производится больше 1000 автобусов в год, в то время как общая мощность нашего производства в Башкортостане — 1200 единиц в год. И конечно, в какой-то момент встанет вопрос о том, что что-то нужно будет делать с увеличением производства. В этом смысле легче переносить новое производство электробусов, чем производство дизельных автобусов», — отметил Афанасьев.

Евгений Талаев, по материалу www.business-gazeta.ru

ЕЩЕ НОВОСТИ ПО ТЕМЕ #Нефаз
ПОПУЛЯРНОЕ
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31